Мотораритет

Семён Трофимов: «Надо быть счастливым здесь и сейчас»

За дверью этого музея начинается другой мир. Мир колоссальных трудов и упорства, любви к Родине и почтения к старшим поколениям, тяги к исследованиям, несокрушимой веры и сбывшихся надежд. Мир счастливого человека. Таким сейчас называет себя хранитель музея истории мотоциклов «Мотораритет» Семён Васильевич Трофимов. А начиналось всё с простой юношеской мечты.

«Всё началось очень давно. Большинство дворовых мальчишек всегда тянулось к технике. Дворовые мальчишки — это кто? Сильные, ловкие, смелые, неугомонные. Это не „ботаники“. Все мальчишки, которые плохо учатся в школе, — непоседы, им надо двигаться. Игры на улице, на свежем воздухе: футбол, хоккей, настольный теннис, городки — вот что было развито тогда. Ну и, конечно, пределом мечтаний были велосипед и мопед. О мопеде мечтали все. Свое первое моторное транспортное средство — мопед — я собрал, когда мне было 14 лет. Он был на базе велосипеда „Орленок“, потом я его с годами модернизировал, сделал поменьше размером, чтобы мне было его удобнее таскать на 4-й этаж. На этом мопеде я с 14 до 19 лет ездил и был предельно счастлив, потому что ни о чём большем я мечтать не мог. Он давал мне вкус свободы. Придя из армии, я абсолютно точно понимал,что мне нужен мотоцикл. Мотоцикл — это возможность перемещаться во времени и пространстве, независимо от расписания автобусов, троллейбусов, поездов. Просто дух свободы. Но у меня не было 300 рублей, чтобы купить мечту юношей, мужчин — „Яву“. И я нашел и купил себе „Харлей“ за 25 рублей. Я сел на него, взялся за руль и понял, что сердце мое „сгорело“, не нужна мне ни „Ява“, ни „супертачка“. Я начал искать к мотоциклу детали, поначалу ничего в них не понимал, но помаленьку приходили знания. Они приумножались, приумножалось и количество техники, как пасьянс складывались уже будущие экспонаты. И в конце концов я оброс такими знаниями, что стал экспертом Министерства культуры Российской Федерации по специализации „Автомобили и мотоциклы. 20-й век“».

Музей хранит личные воспоминания Семёна Васильевича: под потолком висит тот самый мопед, который он собрал в 14-летнем возрасте.

Но больше музей нацелен на сохранение истории. Сейчас в нем 5 экспозиций, которые охватывают всю мировую историю мотостроения: дореволюционные, довоенные, военные мотоциклы, советский мотоспорт и байкерское движение. Хотя основные экземпляры найдены уже лет 30 назад, поиск интересных исторических экспонатов не прекращается, всё собиралось и продолжает собираться по крупицам.

«Самым сложным было это сохранить. И, слава Богу, это удалось. Мы 14 лет воевали: хотели у меня это помещение забрать под сауну, под зал игровых автоматов, под склад, а я хотел, чтобы эти помещения принадлежали ПМК „Имени Лёни Голикова“. И с 2000 по 2014 годы я жил в напряжении, сопротивлялся, рвался на части. В 2014 году мы вышли на губернатора Полтавченко, тот издал распоряжение открыть музей истории мотоциклов, и сразу всё невозможное стало возможным, помещение закрепили за ПМЦ „Кировский“. Тогда понадобился срочный косметический ремонт, и когда он закончился, я не стал заносить сюда вещи в том несистемном виде, в каком они были ранее».

Так образовался нынешний музей с пятью композициями. И на их примерах можно рассказывать о любом периоде мирового мотостроения. Есть дореволюционные мотоциклы, которые не раз видели самого царя-батюшку, а царь-батюшка не раз видел их. Тогда это было последнее достижение науки и техники. Есть мотоциклы, французские, бельгийские, немецкие, американские, швейцарские, английские, даже мотолет — швейцарский. Он летал в Первую Мировую войну. Есть «Харлей Дэвидсон», который снимался в фильме «Матильда».

Помимо техники, есть плакаты советского мотоспорта, бережно сохраненные и недавно подаренные музею ветераном войны, который в 80-е годы работал заместителем директора спортивного сооружения — Стадиона «Мототрек». Наградная атрибутика — медали, которыми награждали победителей соревнований. Советские велосипедные шильдики, по которым видна вся история велозаводов.

Центр экспозиции занимает мемориал воинам-мотоциклистам.

«Это единственный мемориал в мире, выполненный в таком виде. На стене висят 39 абсолютно одинаковых моторов, каждый из них был когда-то настоящим боевым мотоциклом „Харлей Дэвидсон“. Эти мотоциклы были сделаны в Америке американскими рабочими и северными морскими конвоями доставлены в порты Архангельска и Мурманска. Это был ленд-лиз —  договор взаимопомощи. Три державы — Советский Союз, Англия и Америка — объединились против фашистской Германии».

Всё в музее можно внимательно посмотреть, обо всём можно поинтересоваться у Семёна Васильевича. Он охотно отвечает на технические вопросы, дает историческую справку. Может рассказать о малоизвестных подвигах героев блокады.

С Большой землей Ленинград в годы блокады связывала тоненькая ниточка «Дороги Жизни» через Ладожское озеро: по ней из города вывозили детей, женщин и стариков, а в город ввозили продовольствие. Известно, что в начале войны, когда только-только образовался лед на Ладоге, лыжников отправили пройти по этому супертонкому льду и наметить маршрут до территории, не занятой фашистами. Потом прошел санный обоз, а когда лед окреп — грузовики. Но, к сожалению, история молчала о том, что между лыжниками и санным обозом по маршруту послали проехать испытателя мотоциклов с ленинградского завода «Красный Октябрь» — Сергея Максимовича Сергеева. Сергей Максимович отправился по тоненькому-претоненькому льду на мотоцикле марки ТИЗ — АМ — 600 с коляской, в которой сидела санинструктор. И на них налетел фашистский самолет, который пытался их расстрелять. Никак им было от этого самолета не отвязаться.

В конце концов, Сергей Максимович принял решение притвориться мертвыми. В очередной раз, когда по ним промазали, Сергеев резко развернул мотоцикл с коляской на льду, и они сделали вид, что убиты: повисли на мотоцикле. Фашист развернулся, убедился, что они мертвые, и улетел. Эта, казалось бы, фантастическая, однако абсолютно реальная история стала известна лишь спустя 60 лет — от ветеранов мотоспорта, которых тренировал Сергей Максимович. После войны он организовал и возглавил Спортивный клуб армии Ленинграда.

Семён Васильевич с радостью демонстрирует то, что делают его воспитанники: фрагменты блокадного заснеженного Ленинграда из алюминиевой проволоки, алюминиевых журавлей — как символ разрушенных при атомной бомбардировке японских городов Хиросимы и Нагасаки. Ведь здесь он ведет еще и историко-патриотическое клубное формирование — аж с 1980 года!

«Тут и творчество, и навыки, и развитие моторики — всё что хотите. Это бесплатное историко-патриотическое клубное формирование, мы собираем всевозможные экспонаты, по мелочам, по чуть-чуть, помаленьку — приобщаем к труду подрастающее поколение. Рассчитываю на то, что это произведет впечатление на подростков и как-то их увлечет. Надеюсь, что это один из штрихов, который заденет какие-то струны в молодом человечке, и он чему-то удивится, чему-то вдохновится. Потому что мы не знаем, что же воздействует на человека, какое такое событие может оказаться поворотным в его жизни. И он начнет увлекаться, заниматься, расширять свой кругозор, стремиться к чему-то. Раз это кружок патриотический, растим мы патриотов. Кто такой патриот? Это гражданин нашей Родины. А что такое воспитание? Это передача взглядов. Так вот, у меня, как у взрослого человека, взгляды уже давно сложились на всё, поэтому я делюсь этими взглядами со всеми желающими».

Хотя увлечение мототехникой — дело полезное, но для юных и разгоряченных сердец еще и опасное. Ведь важно совмещать любовь к скорости и здравый смысл. Об этом напоминает книга памяти погибшим мотоциклистам прямо при входе в музей.

«Здесь фотографии и имена молодых юношей и девушек, которые сложили свои головы, занимаясь любимым делом. Это прекрасные молодые люди, они могли бы жить, создавать семьи, растить детей. Но их с нами нет. Они ушли. И эта книга — как напоминание тем, кто хочет жить, хочет ощущать дух свободы, адреналин. И это один из фрагментов воспитания. Если вы хотите дожить до глубокой старости, чтобы у вас была насыщенная жизнь, то дружите с головами. Осваивайте, изучайте материальную часть. Изучайте свой собственный мотоцикл. И тренируйте свою психику. И физическое здоровье».

Сам Семён Васильевич остается верным этим принципам. И все старания оказались не зря: как подтверждение его трудолюбия и упорства на одной из стен висят грамоты, дипломы, ордена. Даже сертификат всемирной биографической энциклопедии «Who is who».

«Это результат многолетнего труда и благих помыслов. Мысль материальна, это абсолютно точно. Без благой мысли ты не сделаешь великое дело, поэтому я бы всем читателям посоветовал владеть благими помыслами. Сначала ты мыслишь, потом подсознательно мысль уходит, но ты начинаешь действовать. Ты начинаешь думать, как ее осуществить, ты ее в конце концов осуществляешь и пожинаешь ее результат. Я считаю, что, делая благие дела, общеполезные, ты обретаешь такую несокрушимую энергетическую силу, что никакие предрассудки тебе помешать не могут. Поэтому надо быть счастливым здесь и сейчас. Это очень важно».

 

ВИДЕО О МОТОКЛУБЕ

Воинам-мотоциклистам посвящается

Куда пойти с ребенком? – Музей мотоциклов Санкт-Петербург

 

Адрес музея: 198217, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, д. 53/56
www.motoraritet.ru